ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2009года
Главная тема

Изъятие, хранение, уничтожение и реализация вещественных доказательств по уголовным делам: совершенствование нормативно-правового регулирования

Смирнов Георгий Константинович, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, юрист 1-го класса

Конституция РФ, исходя из названия главы 1, относит право собственности к одной из основ конституционного строя России. При этом в государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Право частной собственности наряду с другими правами и свободами человека и гражданина, в том числе такими, как право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

С учетом такого статуса Конституция РФ закрепляет дополнительные гарантии обеспечения неприкосновенности права частной собственности, в частности провозглашая, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Статьи 81, 82 УПК РФ помимо процессуальных форм, ограничивающих отдельные правомочия собственника или иного законного владельца имущества, признанного вещественным доказательством (хранение вещественного доказательства при уголовном деле, передача его на ответственное хранение), предусматривает также возможность лишения права собственности на имущество. К таким процессуальным формам относятся: конфискация, уничтожение и передача вещественного доказательства для реализации. При этом в соответствии с ч. 2, 4 ст. 82 УПК РФ процессуальные действия, предполагающие лишение права собственности, могу быть произведены на основании постановления дознавателя или следователя.

В определении от 10.03.2005 № 97-О Конституционный Суд РФ постановил, что п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ в его конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющих силу решений Конституционного Суда РФ и указанного определения, не предусматривает возможность передачи для технологической переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобщенных к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, без судебного решения.

Кроме того, постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2008 № 9-П, положения подп. «в» п. 1 ч. 2 и 4 ст. 82 УПК РФ, предусматривающие возможность реализации вещественных доказательств в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых несоизмеримы с их стоимостью, на основании постановления дознавателя, следователя или судьи, до вступления в законную силу приговора суда, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве, признаны не соответствующими Конституции РФ.

Указанная выше позиция Конституционного Суда РФ может быть распространена и на подп. «б» п. 2 ст. 82 УПК РФ, предусматривающий возможность реализации вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, на основании процессуального решения следователя или дознавателя, так как эти положения противоречат ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, а также иным вышеуказанным конституционным нормам.

Однако в отличие от товаров и продукции, относимых к громоздким, юридическая судьба которых в соответствии с указанным решением Конституционного Суда РФ может быть определена только в приговоре суда, наличие у товара или продукции таких свойств, как быстрое моральное старение, возможность утраты им потребительских или иных полезных свойств, опасность хранения для жизни и здоровья, предопределяет необходимость принятия решения об их реализации или уничтожении в относительно непродолжительный период времени, что обусловливает необходимость решения их юридической судьбы до вынесения приговора суда, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве. Такая необходимость возникает и при принятии решения о приостановлении уголовного дела. В противном случае собственнику или иному законному владельцу имущества может быть причинен значительно больший имущественный ущерб, связанный с приведением товара в негодность или моральным его устареванием к моменту вступления приговора суда в законную силу.

В этой связи представляется необходимым предусмотреть возможность уничтожения или передачи для реализации вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, до вступления в законную силу приговора суда, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве. Однако с учетом вышеуказанных конституционных положений необходимо отнести право принятия решения об уничтожении, а также передаче для реализации такого имущества к исключительной компетенции суда. По аналогии с установленным порядком производства следственных и иных процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 108, 165 УПК РФ), соответствующее ходатайство перед судом должно возбуждаться следователем с согласия руководителя следственного органа, а дознавателем с согласия прокурора.

Проект федерального закона, предусматривающего указанные изменения УПК РФ, содержится в приложении к настоящей статье.

Помимо этого в целях обеспечения гарантий прав законных владельцев и собственников изъятого и/или арестованного по уголовному делу имущества необходимо предусмотреть в УПК РФ судебный порядок принятия решения о его передаче для реализации и об уничтожении, а также в соответствующем постановлении Правительства РФ и Федеральном законе от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прописать обязанность проведения оценки этого имущества и предусмотреть возможность реализации товаров на аукционах.

Необходимо отметить, что в современных условиях устарели также и многие положения действующей межведомственной Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, которая была принята еще в 1990 г. Указанная инструкция не отражает современного состояния научно-технического прогресса, в частности не предусматривает возможности автоматизированного учета вещественных доказательств, не регламентирует особенности обращения с новыми видами вещественных доказательств (например, носителями компьютерной информации), а отдельные ее нормы противоречат действующему уголовно-процессуальному законодательству. В этих условиях возникла необходимость в разработке и принятии новой инструкции, учитывающей произошедшие изменения.

С учетом сложившейся в России правовой традиции представляется целесообразным создать инструкцию на основе пандектной системы, предполагающей расположение норм в нормативно-правовом акте по принципу «от общего — к частному». Инструкция может включать два раздела, названные, например, «Общие положения» и «Особенности изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения отдельных видов вещественных доказательств, ценностей и иного имущества».

В разделе 1 «Общие положения» должны быть определены правила учета, хранения, передачи и уничтожения, общие для всех видов объектов (предметов, документов, следов и т. д.). Данный раздел может включать в себя следующие подразделы: 1) Порядок осмотра и изъятия вещественных доказательств, ценностей и иного имущества; 2) Порядок хранения и учета вещественных доказательств, ценностей и иного имущества; 3) Порядок передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества; 4) Ведомственный, судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов при изъятии, хранении, учете, передачи и уничтожении вещественных доказательств, ценностей и иного имущества.

При этом в инструкцию следует включить норму, устанавливающую, что положения раздела 1 применяются только в случаях, если положениями раздела 2 не предусмотрен специальный порядок изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения отдельных видов вещественных доказательств, ценностей и иного имущества.

В подразделе «Порядок изъятия и осмотра вещественных доказательств, ценностей и иного имущества» раздела 1 инструкции целесообразно предусмотреть:

а) круг объектов, подлежащих изъятию. При этом необходимо не допустить повторения терминологической неточности, содержащейся в п. «а» § 2 действующей инструкции, предписывающей следователю и дознавателю изымать именно вещественные доказательства. Следует отметить, что на момент изъятия объект еще не является вещественным доказательством. Он приобретает процессуальный статус вещественного доказательства только после его осмотра и признания соответствующим субъектом доказывания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 81 УПК РФ. С учетом этого представляется целесообразным использовать термин «предметы, обладающие признаками вещественного доказательства, предусмотренными ст. 81 УПК РФ»;

б) перечень видов (подвидов) объектов или ситуации, при которых участие специалиста при изъятии объекта является обязательным;

в) общие требования к порядку отражения признаков изымаемого объекта в протоколе следственного действия, в рамках которого производится изъятие. Это позволит повысить требования к уровню указанных следственных действий, а кроме того, в случае ненадлежащего исполнения указанных требований (т. е. нефиксации перечисленных признаков) следователем или дознавателем привлекать их к дисциплинарной ответственности в связи с нарушением данного пункта инструкции. Как показывает практика, в настоящее время факты ненадлежащей фиксации индивидуализирующих признаков объекта при его изъятии остаются безнаказанными, при том что неполнота фиксации таких признаков вещественного доказательства зачастую становится существенным препятствием для осуществления уголовного преследования на стадии судебного производства;

г) общие требования к порядку упаковки и транспортировки изъятых объектов.

Все вышеуказанные требования должны быть разработаны с учетом последних достижений криминалистики, с привлечением ученых-криминалистов.

В подразделе 2 «Порядок хранения и учета вещественных доказательств, ценностей и иного имущества» раздела 1 целесообразно предусмотреть обязанность должностных лиц, обладающих процессуальным статусом, и порядок передачи отдельных видов (подвидов) объектов или их копий в соответствующие подразделения, ведущие криминалистические учеты (картотеки, коллекции и т. д.). К числу таких объектов могут быть отнесены, например: пули, гильзы, объекты-носители одорологической, биологической следовой информации, различные виды микроследов, образцы голоса, видео- и фотографические изображения неустановленных лиц, причастных к совершению преступления, и т. д. Следует отметить, что в настоящее время такие образцы не всегда попадают в ведущиеся криминалистические учеты. Это позволит в дальнейшем максимально эффективно задействовать указанные виды учетов для раскрытия преступлений, идентификации лиц, их совершивших, а также связанных с преступным событием объектов.

Кроме того, при составлении проекта инструкции целесообразно рассмотреть вопрос о ведении помимо документального автоматизированного учета изъятых объектов (предметов, документов, следов, ценностей и т. д.), а также имущества, на которое наложен арест. Это позволит в перспективе создать единую общероссийскую базу данных таких объектов.

При разработке проекта инструкции особое внимание следует уделить положениям подраздела 3 «Порядок передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества» раздела 1, так как несовершенство именно этих норм используется недобросовестными работниками органов предварительного расследования для передачи изъятого имущества, а также имущества, на которое наложен арест, по предварительному сговору с недобросовестным предпринимателем, в целях его последующей реализации по заниженной стоимости. Анализ и устранение этих недостатков представляется важным в свете определенной Президентом РФ программы противодействия коррупции в общенациональном масштабе, предполагающей в том числе устранение предпосылок указанного общественно опасного явления в действующем законодательстве.

С учетом этого необходимо отметить, что ст. 82 УПК РФ предусматривает полномочия лишь следователя, дознавателя и судьи возвратить, передать для реализации в порядке, установленном Правительством РФ, или уничтожить отдельные категории объектов (громоздкие, скоропортящиеся, морально устаревающие, дорогостоящие в хранении и т. д. товары и продукция). Однако в норме не закреплены основания или критерии выбора того или иного из указанных полномочий. Недостаточно четко, полно и последовательно проводится разграничение указанных оснований и в действующей инструкции. На практике это приводит к злоупотреблению указанными полномочиями.

Кроме того, ни УПК РФ, ни действующая инструкция не содержат определений таких понятий, как «крупная партия товара», «скоропортящиеся товары и продукция», «имущество, подверженное быстрому моральному старению» и т. д., что на практике зачастую приводит к тому, что, например, в категорию морально стареющих товаров попадают и передаются на реализацию партии дорогостоящих сотовых телефонов, компьютеров, оргтехники, которые впоследствии, как следует из распорядительных документов, распродаются по цене значительно ниже рыночной.

В целях устранения названных выше недостатков, создающих предпосылки для совершения преступлений коррупционной направленности, необходимо предельно полно и четко:

а) разграничить критерии и основания возврата, передачи для реализации в порядке, установленном Правительством РФ, и уничтожения отдельных категорий имущества;

б) определить критерии отнесения имущества к категориям: «крупная партия товара», «скоропортящиеся товары и продукция», «имущество, подверженное быстрому моральному старению» и т. д., и по возможности сформулировать и привести в инструкции определение этих понятий. В целях улучшения понимания их содержания также возможно привести типовые перечни наименований товаров, подпадающих под ту или иную категорию;

в) в качестве общего правила предусмотреть возможность хранения товаров и продукции указанной категории при уголовном деле в указанном следователем, дознавателем, судьей месте. Передачу же товаров для реализации и их уничтожение до разрешения дела по существу (вынесение приговора или принятия по нему иного итогового решения) рассматривать как исключение из правила. В этих целях в инструкции (частично) и иных подзаконных нормативно-правовых актах целесообразно закрепить возможность заключения соглашений, предусматривающих хранение указанных товаров на специализированных складах таможенных органов или иных учреждений, отобранных на конкурсной основе, с последующей компенсацией расходов на хранение за счет реализации товара в случае принятия решения о его конфискации либо за счет средств подсудимого в случае признания его виновным в совершении преступления, в связи с расследованием которого товар был изъят и (или) арестован, либо за счет средств федерального бюджета в случае прекращения дела или уголовного преследования в отношении законного владельца товара по реабилитирующим основаниям.

В подразделе 4 «Ведомственный, судебный контроль и прокурорский надзор за соблюдением законов при изъятии, хранении, учете, передаче и уничтожении вещественных доказательств, ценностей и иного имущества» раздела 1 необходимо определить порядок, гарантии реализации полномочий в рамках указанных направлений деятельности прокурором, руководителем следственного органа, начальником органа и подразделения дознания с учетом произошедших изменений уголовно-процессуального законодательства.

Необходимо предусмотреть возможность уничтожения или передачи для реализации вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, до вступления в законную силу приговора суда, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве.

Приложение

Проект
Федеральный закон

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

1) часть вторую статьи 29 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1) о передаче имущества для уничтожения, реализации или технологической переработки»;

2) подпункт «в» пункта 1 части второй статьи 82 исключить;

3) подпункт «б» пункта 2 части второй статьи 82 изложить в следующей редакции: «б) в случае невозможности возврата переданы для реализации или технологической переработки в порядке, установленном статьей 82.1 настоящего Кодекса»;

4) в подпункте «в» пункта 2 части второй статьи 82 после слова «уничтожены» добавить слова «в порядке, установленном статьей 82.1 настоящего Кодекса»;

5) в пункте 3 статьи 82 после слов «передаются для их технологической переработки или уничтожаются» добавить слова «в порядке, установленном статьей 82.1 настоящего Кодекса»;

6) в части четвертой статьи 82 слова «в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 1 и подпунктом «а» пункта 2 части второй настоящей статьи» заменить словами «в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2, подпунктом «а» пункта 4 части второй настоящей статьи»;

7) дополнить статьей 82.1 следующего содержания:

«Статья 82.1. Передача для уничтожения, реализации или технологической переработки вещественного доказательства

1. При необходимости передачи товара или продукции, признанных вещественным доказательством для уничтожения, реализации или технологической переработки в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в» пункта 2 части второй, пунктом 3 статьи 82 настоящего Кодекса, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в передаче вещественного доказательства для уничтожения, реализации или технологической переработки, обстоятельства, указывающие на невозможность хранения вещественного доказательства при уголовном деле или передачи его на хранение. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

2. Постановление о возбуждении ходатайства о передаче вещественного доказательства для уничтожения, реализации или технологической переработки подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или фактического нахождения вещественного доказательства не позднее 48 часов с момента поступления указанного ходатайства.

3. В судебном заседании вправе участвовать следователь, дознаватель, в производстве которых находится уголовное дело, и прокурор.

4. В заседании вправе участвовать собственник, иной законный владелец имущества, а также иные лица, участие которых в определении юридической судьбы имущества суд сочтет необходимым. Эти лица заблаговременно извещаются о месте и времени судебного заседания, за исключением случаев, когда имущество не имеет собственника или законного владельца, собственник имущества отказался от него либо установить собственника имущества не представилось возможным. Неявка без уважительных причин кого-либо из своевременно извещенных участников не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

5. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих решений:

1) об удовлетворении ходатайства и передаче вещественного доказательства для уничтожения, реализации или технологической переработки;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) об отложении судебного заседания на срок не более чем 48 часов для представления участниками дополнительных материалов, обосновывающих их позицию, а также в связи с неизвещением или ненадлежащим извещением лиц, указанных в части 4 настоящей статьи.

6. Уничтожение, реализация, технологическая переработка осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественного доказательства или выработанной из него продукции, зачисляются на депозитный счет либо органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, либо банка или иной кредитной организации, предусмотренных перечнем, который устанавливается Правительством Российской Федерации, на срок, предусмотренный частью первой статьи 82 настоящего Кодекса»;

8) часть 5 статьи 208 после слов «установлению лица, совершившего преступление» дополнить текстом следующего содержания: «а также решает вопрос о вещественных доказательствах в порядке, установленном статьями 82, 82.1 настоящего Кодекса».