ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2023года
Главная тема

Особенности уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
  • На кого и в каких случаях распространяется закон об освобождении от уголовной ответственности участников СВО
  • Может ли защита обвиняемого — участника СВО подать командованию воинской части ходатайство с просьбой обратиться к следствию с тем, чтобы уголовное дело было приостановлено
  • Какие сложности могут возникнуть при применении закона об освобождении от уголовной ответственности участников СВО на стадии исполнения наказания
Татьяна Александровна Бакулева, адвокат АК «Правовой блок» (Москва)

Какой процессуальный документ можно составить с помощью данного материала? Скачайте в конце статьи

24 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» (далее — Закон № 270-ФЗ). Этот закон — проявление лояльности государства к лицам, принявшим участие в боевых действиях в ходе СВО. Возможно, этим и объясняется принятие отдельного закона, а не внесение изменений в УК и УПК.

Когда и кого освобождают от уголовной ответственности

Закон № 270-ЗФ устанавливает правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.

Законодатель подчеркивает, что освобождение от ответственности участников СВО — это правовая гарантия. Что, вероятно, означает минимальное усмотрение следственных органов при принятии решения об освобождении от уголовной ответственности.

Ограничено действие закона во времени — предоставленными правовыми гарантиями можно воспользоваться в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.

Закон устанавливает три категории лиц, на которых он распространяется.

  1. Лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением четырёх редких составов преступления, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование. То есть для первой категории лиц не важен факт прохождения службы в Вооруженных Силах РФ в момент предварительного расследования, а тяжесть преступлений ограничена лишь небольшой и средней.
  2. Лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых совершается предварительное расследование.
    Для этой категории лиц уже нет ограничений по тяжести совершенных преступлений. Означает ли это, что для действующих военнослужащих, проходящих военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, установлены гарантии прекращения даже тяжких и особо тяжких дел, без каких-либо исключений, или это пробел в законодательстве — покажет правоприменительная практика. Также для лиц из второй категории не указано, что речь лишь о преступлениях, совершенных до вступления в силу закона.
  3. Лица, имеющие судимость, приговоры по делам которых уже вступили в законную силу, в том числе отбывающие наказание или уже условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания. За исключением нескольких составов преступлений о половой неприкосновенности, против общественной безопасности и против основ конституционного строя и безопасности государства. Для этой категории лиц также не указано на тяжесть совершенных ими преступлений. Перечень исключенных составов, напротив, содержит преступления из категории тяжких и особо тяжких преступлений. Таким образом, можно заключить, что законодатель не ограничил осужденных лиц из числа участников СВО в предоставлении гарантии на освобождение наказания по тяжести преступления, исключив лишь отдельные составы.

Таким образом, гарантии освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции Закон № 270-ФЗ предоставляет только на стадии предварительного расследования и к уже осужденным лицам.

Получается, законодатель не затронул судебную стадию. Такое изъятие представляется обоснованным, так как это позволяет не вмешиваться в деятельность суда. Вместе с тем это позволяет предоставить гарантии освобождения от наказания заинтересованным лицам, призванным на военную службу в период мобилизации в случае постановления в отношении таких лиц обвинительного приговора.

При каких условиях предоставляется гарантия освобождения от уголовной ответственности

Как следует из ст. 3 и 5 Закона № 270-ФЗ, условия освобождения от уголовной ответственности в стадии предварительного расследования одинаковые как для лиц, только призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ, так и для лиц, уже проходящих военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время. Участники СВО освобождаются от уголовной ответственности:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

2) со дня увольнения с военной службы по возрасту, по истечению срока военной службы по призыву или срока контракта, в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени.

Статьи 3 и 4 Закона № 270-ФЗ предусматривают, что прекращению подлежат уголовные дела, ранее приостановленные по ходатайству командования воинской части.

Закон не устанавливает процедуры прекращения уголовных дел. Вероятно, законодатели посчитали, что норм действующего УПК будет достаточно для принятия процессуального решения о приостановлении уголовного дела в отношении военнослужащего или мобилизованного и о последующем прекращении уголовного преследования при поступлении соответствующих ходатайств командования воинских частей и от стороны защиты в адрес дознавателя или следователя по делу.

Однако в связи с тем, что прекращению уголовного дела должно предшествовать обращение командования воинской части о приостановлении уголовного дела, подозреваемому или обвиняемому военнослужащему или призванному по мобилизации лицу следует собрать документы, подтверждающие факт возбуждения уголовного дела (постановление о возбуждении уголовного дела), а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Затем такое лицо может обратиться к командованию воинской части с просьбой инициировать ходатайство о приостановлении уголовного преследования в отношении военнослужащего или мобилизованного.

В законе нет ясности, как подтверждать статус подозреваемого, которому еще не предъявлено обвинение и фактически отсутствует процессуальный документ, подтверждающий статус подозреваемого по делу. Полагаем, что такие ситуации будут возникать на практике в небольшом количестве и окончательно урегулируются совместными решениями компетентных органов о порядке взаимодействия между ними. Поскольку ст. 7 Закона № 270-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия командиров воинских частей Вооруженных Сил РФ и следственных органов по вопросам приостановления предварительного расследования в связи со службой или призывом подозреваемого или обвиняемого на военную службу либо заключения ими в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы определяется совместными решениями Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, МВД, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

На сегодняшний день таких совместных решений в открытых источниках нет, процедуры взаимодействия не прописаны. Однако несмотря на отсутствие процедуры стороне, как представляется, защите обвиняемого — участника СВО, не следует ждать их принятия, поскольку более-менее массовые обращения к командованиям воинских частей вполне могут быть сигналом к необходимости ускорить принятие совместных решений компетентных органов. Это устранит правовую неопределенность в этом вопросе.

Каковы особенности освобождения от наказания и погашения судимости

Еще большее количество процессуальных сложностей, на наш взгляд, может вызвать попытка применения норм об освобождении от наказания осужденных, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время, либо заключивших в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы.

Как было отмечено в начале, нормы ст. 5 Закона № 270-ФЗ во взаимосвязи со ст. 2 этого же закона позволяют заключить, что от наказания могут быть освобождены лица, совершившие преступление любой категории, за исключением нескольких составов преступлений. В этой связи не совсем ясно, как именно будут попадать по действие закона призванные на военную службу лица, осужденные к реальному лишению свободы.

Осужденные, приговоры по делам которых вступили в законную силу, освобождаются от наказания условно. При этом контроль за поведением такого лица возлагается на командование воинской части (учреждения).

У таких лиц основания освобождения от наказания те же, что и у привлеченных к уголовной ответственности, дела которых еще расследуются. Осужденные освобождаются от наказания:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

2) со дня увольнения с военной службы по возрасту, по истечению срока военной службы по призыву или срока контракта, в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения, и (или) истечением военного времени.

Наступление этих условий возможно лишь для военнослужащих, не просто призванных на военную службу или заключивших контракт, но действительно проходящих военную службу и участвующих в СВО. Такая проблема может возникнуть не только для осужденных к реальному лишению свободы, но и у осужденных условно, поскольку на них судом налагаются ограничения, установленные ч. 5 ст. 73 УК, например, не менять постоянного места жительства или регулярно являться в органы исполнения наказания.

Аналогичные проблемы могут возникать и у лиц, осужденных к обязательным или принудительным работам или ограничению свободы. Как их будут освобождать от наказания до момента наступления условий освобождения, установленных законодателем, для лиц, осужденных, например, к реальному лишению свободы, и как лицо, не отбывшее наказание попадет в расположение воинской части? Пока ответа в принятом законе нет.

Можно предположить, что идея законодателя об условном освобождении от наказания осужденных, призванных на военную службу или заключивших в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы, сводилась к условному освобождению на период с момента поступления осужденного на военною службу и до момента наступления обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 5 Закона № 270-ФЗ. Уже после наступления этих обстоятельств их окончательно освободят от наказания. Однако прямо это не предусмотрено, поэтому представляется, что этот момент будет доработан в процессе правоприменения.

Условное освобождение как основание освобождения от наказания не предусмотрено уже действующими нормами УК и УИК. Самое близкое по смыслу основание освобождения от наказания — условно-досрочное освобождение. Однако перечень оснований освобождения от наказания, установленный ст. 172 УИК, не закрытый и содержит отсылку к иным основаниям, предусмотренным законом. Вероятно, условное освобождение от наказания можно признать иным основанием, что не снимает всех возникших процессуальных вопросов.

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа относится рассмотрение вопроса об освобождении от наказания. По аналогии с порядком освобождения от наказания условно-досрочно, установленным УПК, такие решения компетентен рассматривать суд.

Закон также гарантирует погашение судимости в отношении лиц, отбывших наказание или условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, имеющих судимость и призванных на военную службу или заключивших контракт в период мобилизации. Основания для погашения судимости аналогичные, как и у предыдущих категорий граждан. Порядок снятия судимости для такой категории лиц также не предусмотрен.

Имеющийся в уголовном законе порядок снятия судимости устанавливает, что судимость снимает суд при безупречном поведении и возмещении вреда, причиненного преступлением. Вероятно, в отношении участников СВО будет применяться также судебный порядок для снятия судимости, но основанием послужит гарантия, установленная Законом № 270-ФЗ.

Материалы для скачивания: