ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2023года
Производство в суде

Пределы обжалования решений об экстрадиции

Максим Борисович Чобитько, судья Челябинского областного суда

Какой процессуальный документ можно составить с помощью данного материала? Скачайте в конце статьи

Начало работы кассационных судов изменило некоторые аспекты судебной практики в сфере выдачи. Сформировалась практика работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, которые действуют с 01.10.20181. Их деятельность повлияла на многие аспекты правоприменения. Наибольший интерес вызывают изменения в вопросах проверки новыми судами жалоб на решения Генпрокурора России или его заместителя (далее — прокурора) о выдаче лиц по запросам иностранных государств по итогам так называемой экстрадиционной проверки. Последняя представляет собой «комплекс проверочных мероприятий и процессуальных действий досудебного производства, производимых с момента задержания лица, находящегося в розыске до момента подписания прокурором решения о выдаче такого лица, либо об отказе в выдаче этого лица правоохранительным органам иностранного государства»2.

2 См.: Косарева А.Е. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 8.

Проблемное обжалование

В кассационном порядке, то есть после вступления в силу, может быть обжаловано любое судебное решение. Однако от характеристик и значимости такого решения зависит форма (вид) кассационного обжалования. Есть два вида: сплошной порядок и выборочный. Соответственно, передача дела на рассмотрение суда кассационной инстанции либо происходит автоматически, либо зависит от усмотрения судьи, разрешающего передачу жалобы на рассмотрение суда кассационной инстанции. В последнем случае решение становится предметом кассационного пересмотра далеко не всегда.

Порядок обжалования в кассации

На решение прокурора о выдаче по запросу иностранного государства выдаваемое лицо или его защитник вправе подать жалобу (ч. 1 ст. 463 УПК). Ее рассматривает судья субъектного уровня (верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа) по месту производства экстрадиционной проверки. В свою очередь, его решение может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции (ч. 9 ст. 463 УПК).

К примеру, решение судьи Свердловского или Челябинского областного суда, которым оставлена без удовлетворения жалоба на решение прокурора о выдаче, может быть обжаловано во Второй АСОЮ, расположенный в г. Санкт-Петербурге. После рассмотрения жалобы апелляционным судом решение о выдаче вступает в силу и может быть обжаловано в кассационном порядке. На данном этапе возникает спор: какой именно порядок кассационного обжалования должен применяться к решениям такого рода, вступившим в законную силу: сплошной или выборочный?

Проблема исполнения

Еще одна сложность заключается в определении момента, когда у выдающей стороны возникает законная возможность передачи лица, запрашиваемого к выдаче. Здесь нужно учитывать не только факт вступления решения о выдаче в силу, но и использование всех доступных средств защиты, включая право на обжалование решения, вступившего в силу, в самую высокую судебную инстанцию. Предполагается, что вступившее в силу постановление суда является основанием для непосредственной выдачи (передачи лица), однако этот вывод неоднозначен.

Реалии практики обжалования и гарантии для выдаваемого лица

При рассмотрении жалоб на решения о выдаче судебные инстанции не всегда обладают достаточной полнотой сведений надлежащего соблюдения прав лица в запрашивающем государстве и вынуждены руководствоваться материалами, носящими общий характер. Так, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14.06.2012 № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» (далее — Постановление № 11) рекомендует судам при рассмотрении решений прокурора о выдаче учитывать заключения МИД РФ о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными и договорными органами.

В судебной практике использование документов МИД РФ достаточно распространено.

ИЗ ПРАКТИКИ. Краснодарский краевой суд не удовлетворил жалобу П. на постановление прокурора о выдаче заявителя правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности. Заявитель указывал, что в случае выдачи его жизни и здоровью будет угрожать опасность, пытки и издевательства с целью обвинить в преступлениях, совершенных другими людьми, а также пытки и издевательства по признаку расы и вероисповедания. Данные факты имели место во время его проживания в Узбекистане в 1994–1999 годах. Суд в обоснование решения привел «Вступительные замечания Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль Хусейна на пресс-конференции в ходе его миссии в Узбекистан» (Ташкент, 11 мая 2017 года), свидетельствующие о принятии мер по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности и улучшению ситуации по соблюдению прав человека в указанном государстве.
Верховный Суд РФ оставил постановление краевого суда в силе (апелляционное определение от 20.06.2018 № 18-АПУ18-8).

Этот пример демонстрирует, что экстрадирующее государство, исполняя свои международные обязательства по выдаче, изыскивает правовые механизмы, которые позволяют контролировать положение выданного лица в запрашивающем государстве. После передачи запрошенного к выдаче выдавшая страна несет ответственность за возможные негативные последствия, но лишается рычагов влияния на его судьбу, более того, лишается возможности устранить судебную ошибку, если такая была допущена в ходе экстрадиционного производства.

Поскольку возможности судебного контроля при рассмотрении жалобы на решение прокурора о выдаче являются минимальными, ограничены правилом запрета на расследование3, отсутствием возможности затребовать необоснованно выданное лицо обратно, акцент в проведении проверки, в том числе путем обжалования, должен быть сделан на стадии судебного производства, в том числе после вступления решения о выдаче в силу.

3 См.: Клевцов К.К. Досудебное производство в отношении лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности за пределами территории Российской Федерации: монография / под ред. канд. юрид. наук, доц. А.М. Багмета. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 76.

Гарантии выдаваемого лица могут быть обеспечены только предоставлением права судебного обжалования на всех уровнях, в том числе решений, вступивших в силу.

В то же время процессуальные положения о порядке кассационного обжалования решения по итогам рассмотрения решения прокурора о выдаче скорее свидетельствуют о том, что решения прокурора о выдаче обжалуются в порядке выборочной кассации (п. 2 ч. 3 ст. 401.3 УПК), поскольку, по смыслу закона, постановление судьи, вынесенное по жалобе на решение прокурора о выдаче, не подпадает под категорию окончательных судебных решений, таких как приговор.

Возможности межгосударственной защиты для выдаваемых лиц

Лицо, запрошенное к выдаче, в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ имеет право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ЕСПЧ. До недавнего времени право обращаться в межгосударственные органы реализовывалось за счет обращения в ЕСПЧ. Изменение принципа абсолютного верховенства международного права4, в том числе отказ от исполнения ряда решений ЕСПЧ и выход Российской Федерации из состава Парламентской ассамблеи Совета Европы5, неизбежно приведет к новой правовой реальности. В дальнейшем формат экстрадиционного взаимодействия с государствами, практикующими антироссийскую повестку, будет выстраиваться на совершенно иных принципах. При этом экстрадиционное взаимодействие продолжается, несмотря на увеличение отказов в выдаче по запросам Российской Федерации в 2022 году6.

5 Заявление МИД России от 15.03.2022 о запуске процедуры выхода из Совета Европы // mid.ru.
6 МИД: страны Запада с марта 60 раз отказали России в выдаче преступников // kommersant.ru.

Раньше гарантом соблюдения прав был ЕСПЧ, но он себя для России дискредитировал. Теперь нужны новые контрольные механизмы — например, предоставление права обжалования в российский суд, но до упора, вплоть до Верховного Суда РФ.

Что касается практики ЕСПЧ по рассмотрению жалоб в отношении России, следует отметить, что зачастую Европейский суд руководствовался стандартами в применении положений Конвенции, которые зачастую противоречили российскому внутригосударственному праву. Но нельзя не признать, что были и объективные нарушения прав при заключении под стражу и предоставлении возможности оспорить судебное решение, в том числе в условиях безотлагательности, на предмет произвольного лишения свободы7. Некоторые решения впоследствии стали предметом рассмотрения ВС РФ.

7 См.: Лаптев А.Н. Безотлагательность рассмотрения судом правомерности содержания под стражей: европейские подходы к российским проблемам // Международное правосудие. 2016. № 3. С. 60.

Например, как следует из постановления Президиума ВС РФ от 26.12.2018 по делу № 213П18, ЕСПЧ признал нарушение ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в несоответствии внутригосударственного законодательства о содержании под стражей в ожидании выдачи стандарту «качества права». Запрошенное к выдаче лицо содержалось под стражей на основании постановления прокурора, и власти не обеспечили надлежащую защиту от произвольного содержания под стражей, так как не предоставили эффективное средство обжалования для целей выдачи (в рамках ст. 125 УПК).

Позиция ЕСПЧ в приведенном выше примере представляется рациональной, если учесть, что процессуальные права лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, как и его процессуальный статус, не регулируются УПК. Права этого лица закреплены лишь на уровне разъяснений, приведенных в Постановлении № 11, и эти разъяснения можно рассматривать как набор процессуальных возможностей, но не как классический перечень процессуальных прав участника процесса.

Комитет по правам человека ООН. Что касается другого международного органа — Комитета по правам человека ООН (далее — Комитет), то в некоторых решениях он указывал на критерии использования внутренних средств правовой защиты. При этом Комитет отмечал, что подача заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, которые уже вступили в силу и зависят от решений судьи, принимаемых им по собственному усмотрению, является чрезвычайным средством правовой защиты. Государству-участнику надлежит показать наличие разумных шансов на то, что подача заявления при подобных обстоятельствах дела осуществима.

По делу «В. Д. против Российской Федерации»8 Верховный Суд РФ отклонил апелляционную жалобу заявителя на решение Московского областного суда по выдаче в Республику Беларусь. Заявитель не смог реализовать свое право на подачу надзорной жалобы, поскольку была обеспечена его выдача по решению, вступившему в силу.

8 Сообщение комитета по правам человека от 30.03.2016 № 2198/2012 «Дело В.Д. против Российской Федерации» // Практика договорных органов ООН: Комитет по правам человека. СПС «КонсультантПлюс».

По данному делу Комитет по правам человека ООН указал, что при решении вопроса о предоставлении возможности исчерпать все внутренние средства правовой защиты, государство-участник должно учитывать реальную опасность причинения невозместимого вреда, обусловленного возможностью применения наказания в виде смертной казни, пыток, жестокого бесчеловечного обращения и т. д. (соблюдение прав, предусмотренных ст. 14, 15 и 17 Международного пакта о гражданских и политических правах9). До исчерпания всех средств правовой защиты — соблюдать обязательство не экстрадировать такое лицо10.

9 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает: в ст. 14 право на судебную защиту, равенство перед судом и презумпцию невиновности; в ст. 15 — запрет уголовного преследования за действия, которые, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлись уголовным преступлением; в ст. 17 — запрет произвольного вмешательства в частную жизнь индивида.
10 Матейкович М.С., Чуманов Е.В. Выборочная и сплошная кассация по уголовному делу // Судья. 2020. № 5. С. 43.

Представляется, что по своей уголовно-процессуальной природе решение о выдаче по запросу иностранного государства является для России окончательным судебным актом в пределах своей юрисдикции в отношении лица, запрашиваемого к выдаче.

Практика Комитета по правам человека ООН показывает, что выдаваемый должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты, и только после этого может быть выдан.

Целесообразность сплошной кассации

Изменение степени влияния международно-правовых норм для российского уголовного судопроизводства требует расширения внутригосударственных средств правовой защиты. Чтобы устранить пробелы правового регулирования выдачи в российском уголовном процессе, нужен комплексный подход. В том числе возможность эффективно оспорить законность решений, вступивших в силу.

Соответственно, апелляционные решения на постановления, разрешающие выдачу по запросам иностранных государств, должны подлежать сплошной кассации, наряду с приговорами и другими решениями — в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 401.3 УПК.

Необходимость отсрочки исполнения решений о выдаче

Что касается приведения в исполнение решения о выдаче (передача запрашиваемого лица), такие вопросы должны обсуждаться на уровне специального закона с предоставлением отсрочки исполнения, составляющей не менее шести месяцев. Если осужденный обращается с кассационной жалобой до исполнения решения о выдаче, то его передача должна приостанавливаться до принятия решения судом кассационной инстанции. В случае сокращения срока кассационного обжалования до двух месяцев, то есть срока, который, как полагают М.С. Матейкович и Е.В. Чуманов, является достаточным для реализации права на обжалование11, содержание запрашиваемого к выдаче лица не будет являться чрезмерным и позволит соблюсти баланс публичных интересов исполнения запроса на выдачу и права запрашиваемого лица на проверку законности выдачи.

11 Матейкович М.С., Чуманов Е.В. Указ. соч. С. 43.

ЛИТЕРАТУРА
1 Клевцов, К.К. Досудебное производство в отношении лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности за пределами территории Российской Федерации: монография / под ред. А.М. Багмета. — М.: Юрлитинформ, 2018. — 278 с.
2 Косарева, А.Е. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2005. — 25 с.
3 Лаптев, А.Н. Безотлагательность рассмотрения судом правомерности содержания под стражей: европейские подходы к российским проблемам // Международное правосудие. — 2016. — № 3.
4 Матейкович, М.С., Чуманов, Е.В. Выборочная и сплошная кассация по уголовному делу // Судья. — 2020. — № 5.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.