ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2014года
Главная тема

Правовые границы производства неотложных следственных действий

Екатерина Владимировна Рябцева, к. ю. н., адвокат Адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Воронежской областной коллегии адвокатов, доцент кафедры уголовно-процессуального права РАП

Законодатель определяет неотложные следственные действия как действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому предварительное следствие обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Более детально порядок производства неотложных следственных действий регламентирован в отдельных статьях особенной части УПК РФ. Так, ч. 5 ст. 152 УПК РФ закрепляет право следователя, дознавателя производить неотложные следственные действия, установив, что уголовное дело ему не подследственно. Статья 157 УПК РФ определяет порядок производства неотложных следственных действий органом дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Исключительный характер неотложных следственных действий

Анализ вышеуказанных положений уголовно-процессуального закона позволяет сделать вывод, что производство неотложных следственных действий является исключением из общего правила производства следственных действий. По общему правилу следственные действия в полном объеме проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого входит производство предварительного расследования по конкретному уголовному делу. Данное правило представляется вполне оправданным. Выполняя следственные действия в полном объеме, должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное следствие или дознание, более полно сможет оценить собранные доказательства.

Однако возникают ситуации, когда следователь, дознаватель, уполномоченные проводить расследование по уголовному делу, в соответствии с общим правилом соблюдения подследственности, не могут провести определенные следственные действия, промедление с проведением которых может повлечь утрату доказательств по делу (например, когда подследственность дела еще не определена). При таких обстоятельствах другой участник уголовного судопроизводства, в полномочия которого входит осуществление уголовного преследования, может проводить следственные действия, направленные на получение и закрепление таких доказательств.

В этом случае из общего правила обязательного соблюдения подследственности законодатель делает исключение в виде института неотложных следственных действий, которые проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого не входит проведение предварительного следствия или дознания по данной категории уголовных дел.

Неотложные действия — в зависимости от формы расследования

Анализ уголовно-процессуального закона позволяет говорить о возможности проведения неотложных следственных действий как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии).

Проведение неотложных следственных действий в смешанных формах предварительного расследования1 можно условно разделить на группы — в зависимости от того, каким органом или должностным лицом они будут проводиться.

1. При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:

а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);

б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю (ч. 5 ст. 152 УПК РФ).

Проведение неотложных следственных действий при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем гипотетическом примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ. В этом случае следователь органов внутренних дел РФ проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст. 151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.

При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю (ч. 5 ст. 152 УПК РФ).

Особенности следственных действий при проверке сообщения о преступлении

Особо следует обратить внимание на институт проверки сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. В соответствии со ст. 144 УПК РФ, регламентирующей порядок рассмотрения сообщения о преступлении, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает ряд решений, одно из которых является решением о передаче сообщения по подследственности (ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

В соответствии с указанием Генпрокуратуры РФ от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел»2 прокурор обязан незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия (п. 2.1).

В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст. 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).

Указание Генерального прокурора РФ вытекает из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (в ред. постановлений Пленума ВС РФ от 06.02.2007 № 5 и от 16.04.2013 № 9) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»3. В пункте 16 этого постановления закреплено, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Получается, что при проверке сообщения о преступлении в случаях, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий, возможно исключение из общего правила о подследственности. По своей правовой природе действия при проверке сообщений можно отнести к неотложным следственным действиям, поскольку они проводятся органом или должностным лицом, к подследственности которых такое уголовное дело не относится.

Следовательно, возможно совершение неотложных следственных действий и до возбуждения уголовного дела при проверке сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Однако это следует законодательно предусмотреть в качестве исключения из общего правила, когда неотложные следственные действия могут совершаться при проверке сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела.

Необходимые изменения в закон

Таким образом, с учетом анализа норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок проведения неотложных следственных действий, понятие неотложных следственных действий предлагается изложить в следующей редакции:

«Неотложные следственные действия — следственные действия, осуществляемые органом дознания, после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также следователем, дознавателем при установлении, что уголовное дело им не подследственно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. В исключительных случаях неотложные следственные действия могут быть проведены и до возбуждения уголовного дела органом предварительного расследования или должностным лицом, не уполномоченным производить дознание или предварительное следствие, при проверке сообщения о преступления в случае очевидной неподследственности.».

Статью 157 УПК РФ «Производство неотложных следственных действий» необходимо изложить в следующей редакции:

«1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Следователь, дознаватель при установлении, что уголовное дело ему не подследственно, проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

    1.1. В исключительных случаях неотложные следственные действия могут быть проведены и до возбуждения уголовного дела органом предварительного расследования или должностным лицом, не уполномоченным производить дознание или предварительное следствие, при проверке сообщения о преступлении в случае очевидной неподследственности. К исключительным случаям относятся случаи, требующие безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, при проверке сообщения о преступлении.

2. Неотложные следственные действия производят:

    1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 – 6 части второй настоящей статьи;

    2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

    3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

    4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

    5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

    6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса;

    7) следователь — при установлении, что уголовное дело ему не подследственно;

    8) дознаватель — при установлении, что уголовное дело ему не подследственно.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

5. Следователь, после производства неотложных следственных действий, передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления его по подследственности.».

1Смешанное расследование начинается с деятельности органа предварительного расследования одного вида (например, дознания), а завершает его орган предварительного расследования другого вида (соответственно, следствия).
2Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1.